Работаем с типографиями без проблем со шрифтами

Долгие годы домашние и офисные компьютеры и профессиональные издательские системы существовали в параллельных реальностях. На первых тихонечко набирались документы, которые тут же распечатывались на матричных принтерах с использованием “зашитых” в них стандартных шрифтов. Абзацы форматировались пробелами, все символы были одного размера, из способов выделения были доступны только полужирное, наклонное и подчёркнутое начертание. Большего обычно и не требовалось.

Задача вторых гораздо сложнее. Путь слова от рукописи до типографского тиража гораздо длиннее, сложнее, а цена любой ошибки – неизмеримо выше. Да и приёмов оформления текста книгоиздательство требует гораздо больше, чем обычный документооборот. И книгопечатники решали эту задачу, как могли, построив, в конце концов, практически идеальную среду для электронного издательства. Она позволяет получать на оттиске то же самое, что верстальщик видел на мониторе.

Но с развитием компьютеров и программ эти параллельные реальности начали всё сильнее пересекаться. Microsoft Word, выросший из простенького текстового редактора в мощный комплекс по работе с текстами, позволяет, пусть и с меньшим удобством, делать то же самое, что и профессиональные издательские системы – вплоть до автоматического спуска полос в брошюре. И нередко руководители различных фирм предпочитают не обращаться в издательства, чтобы сверстать небольшую юбилейную брошюрку или рекламный буклет. Зачем? Ведь всё может сделать собственный работник!

И только принеся подготовленный макет на диске в типографию, экономный директор обнаруживает, что реальности хоть и пересеклись, но в единое целое не превратились. Поэтому свёрстанная в Word’е брошюра печатается на профессиональном оборудовании совсем не так, как на обычном офисном принтере: строчки “едут”, любовно расставленные галочки и звёздочки превращаются в пустые квадратики, формулы смешиваются во что-то непонятное. А дизайнер в типографии ругается и говорит, что привести все это на порядок дольше и дороже, чем сверстать заново. Впрочем, с подобными проблемами сталкиваются не только “случайные” издатели. Даже профессионалы, знающие весь издательский процесс, как рисунок на мышином коврике, не застрахованы от банального дефицита шрифтов.

Тут нужно сделать небольшое отступление. Следствием существования параллельных реальностей стало создание двух разных наборов шрифтов: TrueType для офисных систем и Type1 для полиграфии. С точки зрения простого пользователя никакой разницы между ними нет: выделил текст, выбрал в списке название, отправил документ на принтер… Но вот процессы, происходящие между текстовым редактором и принтером, в каждом случае отличаются кардинально, поэтому зачастую напечатать в типографии текст, набранный шрифтами TrueType, не получится вообще. И даже кроссплатформенный PDF здесь не поможет: шрифты TrueType не только не отобразятся в конечном файле, но и могут порушить весь документ. Казалось бы, особой проблемы тут нет. Достаточно установить Type1, и можно спокойно заниматься версткой. Но дело в том, что эти шрифты разрабатывались для издательств и типографий, поэтому стоят их наборы очень дорого.

Так что же делать тем одиночкам и небольшим фирмам, которые не могут себе позволить платить 20 долларов за каждую гарнитуру, а напечатать листовку страсть как необходимо? Что делать людям, которые хотят использовать удобную функцию MS Word “Создать брошюру”, но у которых нет желания или возможности вникать в тонкости допечатной подготовки?

Наиболее удобным и наименее затратным вариантом является использование Universal Document Converter. Эта программа позволяет наконец-то слить обе реальности в одну. Всё просто: вы “печатаете” свёрстанную брошюру на виртуальном принтере и получаете в результате файл, в котором абсолютно точно сохранено исходное оформление. Причем этот файл совершенно не зависит от платформы. И даже PDF, полученный таким способом, перестаёт “ненавидеть” шрифты TrueType. Дело в том, что документ помещается в него в виде растровой картинки. А его параметры можно выбрать так, что качество распечаток не будет отличаться от тех, которые получены традиционным способом. И неважно, какие скрытые тонкости допечатной подготовки были упущены: брошюра всегда будет выглядеть так, как этого хотел ее создатель.

Hartmut Trepte

Siemens AG

«В нашем отделе мы используем Microsoft Access и Microsoft Visio. Раньше для подготовки документов к сдаче в архив нам приходилось сначала печатать их на принтере, а затем использовать сканер для получения файлов TIFF. В настоящее время мы используем Универсальный конвертер документов, который экономит наше время и деньги. Для нас очень важно, что Универсальный конвертер документов позволяет экспортировать документы из разных приложений в один многостраничный TIFF.»